Автостоп
Автосто́п — бесплатное передвижение на попутном транспорте с
согласия водителя. Изначально автостоп был возможен только на попутных
автомашинах, однако позже развился автостоп на других видах транспорта.
Безбилетный проезд в маршрутном транспорте не считается автостопом, если
на это не получено согласие водителя (машиниста/кондуктора).
Принципы автостопа
- Автостоп — не халява. Основным принципом автостопа является
взаимная выгода (осознаваемая или нет) участников. Как правило, основной
пользой, извлекаемой водителем из автостопщика, является общение. На
дальнем маршруте — общение, избавляющее от однообразия дороги и
позволяющее не заснуть. Именно поэтому автостоп в тех или иных формах и
под разными названиями на самом деле существует с незапамятных времён и
будет существовать всегда, пока не исчезнут машины и люди-водители.
- Неформальность — одна из важных сторон автостопа. Известны
факты, когда связанные жёсткими правилами водители рейсовых платных
автобусов подбирают автостопщика именно ради неформального общения.
«Пассажиры — для денег. Ты — для души». Именно поэтому проезд на
попутном корабле со включением в судовую роль автостопом обычно не
считается, так как в этом случае создаются определённые формальные
отношения.
- Доверие. Водитель допускает автостопщика в очень узкое,
практически личное пространство. Проявления лжи, подозрительности,
неискренности — недопустимы.
История автостопа
Самым известным автостопщиком нулевого рода (на гужевом транспорте) в шутку называют Михаила Васильевича Ломоносова, несмотря на то, что эта часть его биографии скорее легендарна.
Появление автостопа совпадает с появлением первого автомобильного транспорта в начале XX века.
Изначально автостоп носил стихийный характер. Большую роль в развитие
автостопа внесли битники, "разбитое поколение" - предшественники хиппи,
которых последние вполне основательно считают своими учителями. Автостоп
давал им возможность путешествовать и знакомиться с разными людьми, не
тратя денег, которых у них обычно и не было (или было мало), т. к.
философия битников носит сугубо антибуржуазный характер. Достаточно
ознакомиться с одним или несколькими произведениями таких известных
битников-писателей как Джек Керуак ("В дороге", "Бродяги Дхармы"), Аллен
Гинзберг и других, чтобы убедиться в громаднейшем значении роли
битников в деле развития автостопа. Дальнейшую роль в продвижении
мирового автостопа сыграли хиппи.
Внешний вид автостопщика Одним из главных отличительных признаков автостопщика является рюкзак.
Объёмы и типы рюкзаков сильно разнятся от расстояний и стиля
передвижения, планируемого автостопщиком. Как правило, автостопщики
одеты в яркую одежду, преимущественно жёлтую, оранжевую, «кислотного»
цвета. Яркие цвета одежды позволяют снизить опасность быть сбитыми
невнимательным водителем, особенно в тёмное время суток, а также снизить
среднее время ожидания машины и повысить среднюю скорость езды.
Зачастую для ночного передвижения автостопщики используют
световозвращающие полоски на одежде и рюкзаке, катафоты,
налобные фонари. Некоторые автостопщики указывают на одежде или рюкзаке
автомобильный номер региона, являющегося местом его проживания или
целью путешествия. При путешествиях в регионах с разветвленной дорожной
сетью, преимущественно в Европе и Северной Америке, некоторые
автостопщики предпочитают использовать таблички с указанием пункта
назначения или номера автомобильной дороги, по которой пролегает маршрут
поездки.
Клубы автостопа
Петербургская Лига Автостопа -
В 1978 году была основана Петербургская Лига Автостопа (ПЛАС). Президентом Лиги является Алексей Воров,
проехавший автостопом более 1,7 миллиона километров, что пока является
непревзойдённым рекордом. Автостоп, по учению ПЛАС, — это спорт, из-за
чего членами ПЛАС часто проводятся различные гонки и соревнования на
скорость, как по территории России, так и на гораздо более дальние расстояния.
Внешне гонщики ПЛАС выделяются яркими жёлтыми комбинезонами. Однако
данная «униформа» с их подачи стала встречаться повсеместно, поэтому не
следует считать всякую жёлтую фигуру на дороге ПЛАСовцем. Гильдия Мастеров Автостопа
Гильдия Мастеров Автостопа (ГМА) — петербургский автостопный клуб,
существует с 1996 года. Некоммерческая общественная организация[2]. Клуб преимущественно спортивной ориентации, однако в него входят и путешественники[3].
Основные направления деятельности Гильдии таковы:
- подготовка и проведение соревнований в области автостопа (на 19.11.2011 состоялась 141 гонка)[4],
- обучение членов Гильдии и вольнослушателей,
- популяризация автостопа и свободы передвижения.
Участники ГМА («гильдейцы») традиционно принимают участие в автостопных «эльбах». Московская Школа Автостопа
Московская Школа Автостопа (МША) была основана в 1994 году московским автостопщиком Валерием Шаниным,
автором книги «Хитч-хайкинг: автостопом по США и Европе». Его
автостопный стаж — около 100000 километров (данные на 2001 год из книги
А. Кротова «АвтоSTOPом по России»). «Основной интерес Шанина и Школы автостопа — страны Запада»
— такое мнение у многих сложилось, потому что первые путешествия
организованных автостопщиков были в Европу. На основе этих путешествий
был издан путеводитель «Европа для всех»[5].
Валерием Шаниным и Школой автостопа были проведены несколько
мероприятий для автостопщиков, таких как «Чемпионат России по автостопу»
1995, «Чемпионат Москвы» 1996, кругосветное путешествие автостопом 1999 и другие. Мероприятия привлекли большое внимание СМИ, но, по мнениям некоторых автостопщиков, были организованы на весьма низком уровне. Академия Вольных Путешествий
Академия Вольных Путешествий (АВП) основана в 1995 году Антоном Кротовым. Стаж Антона составляет более 600000 километров. В отличие от других школ автостопа, АВП принимает автостоп как науку,
как метод познания доброты и единства окружающего мира. Главным
лозунгом АВП является «Наука победит!». Главными целями АВП является
нахождение, сбор и распространение информации, связанной с
самостоятельными путешествиями, не зависящими от материального достатка
путешественника. Из-за этого школа является одной из самых известных и
уважаемых среди начинающих автостопщиков. В частности, одним из проектов
АВП является «Вольная энциклопедия».
Академией проводится множество массовых экспедиций в самые разные страны, включая Африку и Азию. Для новичков часто организовываются «самоходные походы». --------------------------------------
Информация взята из Википедии
|